«Использование песочной терапии для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Всем хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Но на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухим и мокрым, легким и тяжелым, липким и рассыпчатым. Он с легкостью принимает любые формы, а через несколько секунд может рассыпаться. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях в дошкольных образовательных учреждениях. В МКДОУ Баганском детском саду№2 «Солнышко» учитель - логопед Бабенко Т.Н. использует песочную терапию как одну из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, а дать возможность ребенку раскрыться и быть самим собой.Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира. Зачастую ребенок не может словами выразить свои переживания, эмоции, страхи- и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка свой собственный мир, ребенок освобождается от переживаний, от эмоционального напряжения. А самое главное- ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Использование естественных материалов позволяет ощутить связь с природой. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Происходит «заземление» негативных эмоций, которые, «уходя в песок», успокаивают ребенка, делают его более уверенным в себе, гармоничным. Особенно в холодный период времени удачно происходят сеансы песочной терапии в индивидуальной и подгрупповой работе. Развивающие занятия с песком эффективнее, чем стандартные приемы: они усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»; более гармонично, интенсивнее развивают все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторику; совершенствуют развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Игры — занятия с песком необходимы детям с нарушением речи. Они приносят радость открытий и удовольствие от игры, существенно повышают мотивацию к логопедическим занятиям, снимают напряжение. |