Общественные консультации по примерной основной образовательной программе среднего общего образования
Баганский район
В 2009 и в 2010 годах были утверждены Федеральные государственные образовательных стандарты начального и основного общего образования. На их основе разработаны примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования. В настоящее время все школы перешли на стандарт начального общего образования и приступили к переходу на стандарт основного общего образования. К 2022 году в соответствии с планом Правительства России все уровни общего образования РФ перейдут на обучение по новым стандартам. С 21 сентября 2015 г. в Российской Федерации начались общественные консультации по примерной основной образовательной программе среднего общего образования. В общественных консультациях принимают участие не только педагогические работники, но и родительская общественность, общественные организации. Общественные консультации проводятся с той целью, чтобы предлагаемые перечни предметных результатов были доработаны в ходе общественных обсуждений.
В Баганском районе приняли участие в общественных консультациях по примерной программе среднего общего образования все 16 образовательных учреждений, 185 педагогов общеобразовательных школ, членов районной профсоюзной организации, 48 родителей. В образовательных учреждениях прошли родительские собрания (Ивановская СОШ, Кузнецовская СОШ), школьные методические объединения изаседания кафедр (Баганская СОШ№1, Лепокуровская СОШ,Вознесенская СОШ Теренгульская СОШ,), педсоветы (Ивановская СОШ, Кузнецовская СОШ, Большелуковская ООШ, Владимировская ООШ, Баганская СОШ№2, Мироновская СОШ), методсоветы (Баганская СОШ№2, Баганская СОШ№1), прошло РМО учителей русского языка, во всех школах состоялись круглые столы учителей- предметников.
Обсуждение проходили заинтересованно, потому что речь шла о важных для средней школы моментах - результатах образования – как предметных, так и метапредметных. Результаты – это то, что интересует всех участников образовательных отношений – и педагогов, и родителей, и самих школьников. родителей, педагогов.
Прошёл первый этап общественных консультаций, когда участники не только оценили формулировки планируемых результатов, но и высказали замечания, изложили различные точки зрения на образовательные результаты. Вот то, что предлагают участники обсуждений:
МКОУ Мироновская СОШ:
При планировании результатов в образовании необходимо учитывать их реальное достижение в учреждениях, реализующих программы СОО, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Результаты образования зависят не только от учебной деятельности детей и педагогической деятельности учителей. Рамки той и другой деятельности задаются управленческими структурами разного уровня, которые должны нести свою долю ответственности за достигнутые образовательные результаты.
МКОУ Баганская СОШ №1:
1.По русскому языку увеличить время на работу с текстом (комплексный анализ)
Виды чтения, сжатое изложение изучаются в основной школе, проверяются на ОГЭ, нет смысла ставить как предметный результат в средней школе
2.Иностранный язык:
Нет лингофонного оборудования, следовательно, нет возможности в полной мере реализовать «говорение» даже на базовом уровне. Кроме того, нет возможности общаться с носителями языка
3. Биология:
Предметный результат «использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, применяя приборы школьной биологической лаборатории и заданный алгоритм действий» перенести в группу «Получить возможность научиться»
МКОУ Владимировская ООШ:
Весьма размытыми и неточными выглядят характеристики групп результатов "выпускник научится" и "выпускник получит возможность научиться". Во-первых, для разработки диагностических материалов необходимы четкие параметры данных групп результатов для базового и углубленного уровня. Во-вторых, возникает вопрос кто будет "выбирать", что ляжет в основу результатов "получит возможность научиться" для базового уровня и кто будет определять и по каким критериям какие "иные" понятия и закономерности лягут в основу результатов "получит возможность научиться" углубленного уровня и каков может быть масштаб расширения классов решаемых теоретических задач.
Определить четкие параметры групп результатов: "выпускник научится" и "выпускник получит возможность научиться" для базового и углубленного уровней.
Считаем необходимым добавить следующие параметры: учет индивидуальных потребностей каждого обучающегося в соответствии с заказом родителей; учет специфики сельской школы и ее оснащенности МТБ.
Для каждого иностранного языка должна быть своя программа и чётко прописанные результаты.
МКОУ Большелуковская ООШ:
Немецкий язык: Все планируемые результаты формируются при изучении английского языка, поэтому надо уточнять для каждого изучаемого языка(немецкого , французского и т.д)
Русский язык
Формирование навыков «использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)» происходит ещё в начальной школе, затем на протяжении основного уровня и проверяются на экзамене, поэтому нужно чётко прописать, какие именно произойдут изменения. Считаем, что на базовом уровне выпускник должен научиться грамотно составлять тексты по типу рассуждения с использованием элементов публицистического стиля. Научиться развивать навыки выразительного чтения обучающийся должен ранее 10 класса.
МКОУ Вознесенская СОШ :
Следует более детально расписать по тематическим блокам (предметы); как на базовом, так и на профильном уровне необходимо расписать по классам предметные и метопредметные результаты; предложить подробное календарно-тематическое планирование
МКОУ Ивановская СОШ: Перечень предметных результатов должен быть конкретизирован по уровням и годам обучения. Необходимы примеры типовых задач для определения уровня предметных результатов.
МКОУ-Андреевская СОШ:
Добавить по химии «Решать задачи на нахождение формул веществ. Решать задачи на приготовление растворов»
По биологии: «Распознавать клетки грибов. Выделять существенные особенности жизненных циклов представителей простейших». По экологии: «Определять типы экосистем»
По математике в пункте «Научится Строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями - необходимо уточнить, что понимаем под простейшими условиями»
В пункте «Научится Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения.- учащиеся должны уметь Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения еще в курсе основной школы, здесь более уместна формулировка: применять их при решении показательных ,тригонометрических и логарифмических уравнений и неравенств. И еще добавить квадратные неравенства»
В пункте «Научится Оперировать на базовом уровне понятиями: числовой набор, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия и стандартное отклонение, погрешности при измерениях, вероятность события.- убрать бы "числовой набор, дисперсию и стандартное отклонение", либо в "получит возможность научиться", либо вообще убрать из курса и оставить для элективных курсов»
В пункте «Научится Знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.- Если только через внеурочную деятельность или отнести этот результат в "получит возможность". Для базового уровня займет много место, на экзамене потом не поможет увеличить количество задач практической направленности»
В пункте «Получит возможность научиться Оперировать понятиями: среднее арифметическое, средневзвешенное, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, мода, дисперсия и стандартное отклонение, упорядоченные и неупорядоченные множества, погрешности при измерениях, вероятность события, сумма и произведение вероятностей; статистические парадоксы, смещённая выборка; решающие правила.- предлагаем оставить только для этого раздела - дисперсия, стандартное отклонение, сумма и произведение вероятностей! среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, мода, погрешности в измерениях, вероятность события - отнести к "научится", а все остальное вообще убрать!»